Теперь знаю, что одинок…

Валерия Гаркалина довольно часто приглашают играть комедийные роли. Вспомните хотя бы «Ширли-мырли» Меньшова или же спектакль в Театре сатиры «Укрощение строптивой». Конечно, актер не отвернулся от характерных ролей, но, наряду с ними, он старается быть серьезным педагогом, который ратует за победы своих учеников на профессиональном поприще.

Гаркалин работает и в самом сложном жанре — он чтец. Ему подвластны и запутанная, многослойная драматургия абсурда от Славомира Мрожека, и образ Моцарта.

Валерий дал интервью «Театралу», в котором рассказал о потерях, трагедиях в своей жизни, а также о том, что такое простое человеческое счастье, поведал о секретах мастерства и о любимой поэтессе Ахмадулиной.

Итак, на сцене театра ставилось представление, в котором Валерий Гаркалин играл Андрея — человека, смерть которого неминуема. Как известно, к тому времени он многое пережил, а актеры — это люди весьма суеверные. Однако Гаркалин не может сказать о себе, что он суеверен, однако, не отрицает, что относится именно к той категории актеров, для которых тема жизни в спектакле переносится незаметно в реальную жизнь.

Гаркалин недавно пережил клиническую смерть, репортеру стало весьма интересно, каковы же его впечатления. Кроме безграничного счастья, моря любви, там ничего, по словам актера, не было. Такое счастье человек, пожалуй, может испытать, если по-настоящему кого-то полюбит. Именно это чувство Гаркалин и называет сейчас великой вселенской любовью — таковы ее масштабы. Вполне возможно, что эта любовь исходит от Бога, от Творца. Об этой любви и говорят все религии мира. После этого случая Гаркалин стал больше времени уделять своей второй профессии — профессии педагога. Интересны те причины, почему он выбрал преподавательскую деятельность.

Ответ на этот вопрос оказался довольно простым: если вы живете, то занимайтесь именно жизнью, а не какими-то посторонними делами, которые к ней никакого отношения не имеют. Ему стала интересна личность, индивидуальность. Это выступило главной ценностью человеческой сущности.

Это неслучайно: искусство направлено на то, чтобы исследовать человеческий дух, его сущность. Этим постулатам и учил в свое время Станиславский. Любого человека можно считать носителем необыкновенного духа. Какие же непередаваемые ощущения можно получить, какую гамму чувств можно пережить, если наблюдать, каким же образом этот дух развивается, формируется, какие этапы воспитания проходит.

Работать с подрастающим поколением всегда интересно, это увлекательно, это, в конце концов, и волнительно, причем чувства эти не притупляются, даже при условии, что вы занимаетесь этим большую часть своей жизни.

Получается, что каждые четыре года все начинается заново. Актер еще не утратил этой волшебной возможности переживать и быть каждый раз потрясенным неповторимостью характеров каждого студента или студентки, которые приходят на актерское отделение, чтобы стать настоящими мастерами, чтобы научиться искусству у своих педагогов.

Гаркалин говорит важную вещь: на неповторимости каждого такого человека и будет строиться эффективная система воспитания художественности.

Конечно, обучение — это не односторонний процесс. И студенты многое дают своему наставнику Гаркалину. Он и сам считает, что на всех занятиях тоже находится в состоянии ученичества. И дело вовсе не в знаниях, а в любви к ним, всегда хочется узнать нечто большее, познать интересное и интригующее. Как только удается познать другого человека, в данном случае, студента с точки зрения художественного воспитания, удается познать и самого себя.

После того, как ученики того или иного педагога вырастают, становятся самостоятельными, постигают хитрости актерского мастерства, они привносят в театр какие-то новые веяния. И Валерий Гаркалин их не боится. Конечно, о традициях школы забывать не стоит, но также не стоит и забывать о том, что традиции всегда должны каким-то образом видоизменяться, иначе, зачем, же учиться? Чтобы ходить по проторенным дорожкам? В искусстве это недопустимо.

Система в театре не должна быть костной, она не должна принимать форму догмы. Школа должна стать зеркальным отражением самой жизни, бьющей ключом, не останавливающейся. Согласитесь, движение — это и есть жизнь, а движение всегда совершается только вперед.

Итак, какова же цель жизни актера сегодня?

Он ищет ее всю свою сознательную жизнь, ведь это и есть самый главный, если не основополагающий вопрос бытия. И, как ни странно, нет такого человека, который бы смог однозначно на него ответить. На разных этапах жизненного цикла ответ на вопрос разный. Актер в данный момент находится на пороге входа в новый этап своей жизни, где уже нет места молодецкой прыти, сумасбродству, легкомыслию. Здесь уже невольно возникают мысли, что жизнь, оказывается, рано или поздно может закончиться.

Нет уже, такого примитивного отношения к жизни, что все самое лучшее только впереди, что каждый будет жить долго и счастливо. Все теперь происходит наоборот. Теперь все чаще посещает мысль о том, что все идет к какому-то логическому финалу, а он, в большинстве случаев, трагичный. К сожалению, недавно из жизни ушла жена Валерия Гаркалина. Теперь нет человека, который бы знал лучше, что жизнь конечна, что она быстро уходит, а вслед за ней уходит и счастье. Теперь смысл жизни, конечно, не заключается в том, чтобы научиться жить без любимой. Все согласятся с тем, что без любимого человека ваша жизнь теряет всякий смысл.

Как бы жестоко это ни звучало, но через такую потерю суждено пройти всем. И не надо верить тому, что время лечит, оно лишь усиливает ту боль, которую принесла большая утрата. Чем больше времени проходит с той поры, с того февраля, когда Екатерина покинула Валерия, тем лучше он понимает, как же бесценна она для него была, и как сейчас ничтожна жизнь без нее. Но иногда актер, чувствует, что жена находится рядом с ним. Именно с ней ему было незнакомо чувство одиночества. Он, безусловно, испытывал различные чувства и отчаянье, и горе, но он никогда не мог сказать, что такое одиночество. Теперь же он знает, что значит быть одиноким человеком.

У Мрожека в пьесе, герой Гаркалина говорит такую фразу: «Покончить с собой можно за пять минут до собственной смерти, эта мысль утешает». А какая мысль может утешить Валерия? Он иногда слышит голос Екатерины. Это происходит во сне, когда она, как будто звонит ему по телефону, актер даже слышит звонок их старого телефона, и начинает рассказывать, что у дочери что-то случилось, и что он должен немедленно что-то сделать.

Действительно, дочь Ника стала для Валерия Гаркалина настоящим утешением. Недаром он и называет ее наследием Екатерины. Ника в настоящее время замужем, она, как считает отец, очень счастлива. Ее муж — актер театра SounDrama Павел Акимкин. Каждый раз, когда он видит эту удивительную пару, видит их глаза, которые влюблено, смотрят друг на друга, то понимает, что они знают цену настоящего семейного счастья.

Он больше чем уверен, что и Екатерина была бы довольна их отношениями. В последнее время пресса склонна считать, что Валерий Гаркалин не хочет сниматься в кино. Однако это вовсе не так. Актер, наоборот, готов рассмотреть любые предложения, но, к сожалению, таких шикарных сценариев, как «Белые одежды» или «Ширли-мырли» никто из режиссеров пока предложить не может.

В последнем фильме Гаркалину удалось исследовать потрясающий образ: озорник, немного хулиган, способный совершить даже самый невероятный поступок. В жизни актер очень серьезный и правильный человек. Неужели у него нет ничего общего с этим персонажем?

Действительно, как признается сам актер, роль потребовала больших изменений в его собственном характере. А загадка решается довольно просто: комедия на экране телевизора и на сцене театра — это кардинально разные вещи, точнее сказать, это вещи совершенно разных уровней.

Кино — это явление массовое, а чувство юмора, хоть и подчиняется каким-то канонам, но остается сугубо индивидуальным. Если есть какая-то вещь, над которой будет смеяться какой-то человек, то это вовсе не является гарантом того, что над ней будут смеяться все.

Так как в зале будут сидеть самые разные люди, то комедиографы и задумываются над тем, чтобы объединить их всех в одном чувстве юмора. Валерий не так часто задумывался над этим вопросом, но в процессе работы с Меньшовым пришлось решить и эту задачу, а также разгадать феномен великого Гайдая. Его комедии смотрит вот уже не одно поколение, причем все слои населения. Все дело в том, что его комедии демократичны во всех смыслах этого слова.

То же самое можно сказать и о комедии «Ширли-мырли», которую можно смотреть как молодым людям, так и взрослым, причем всем им будет одинаково смешно. Картина действительно выступает в качестве некоего объединяющего начала. Секрет, как считает сам Гаркалин, заключается в том, что и комедии, и трагедии должны сниматься очень серьезно.

Когда ставят драму, особо никто не драматизирует, а снимая комедию, никто особо не умирает со смеху. Всегда основополагающими намерениями выступает не что иное, как полностью осмысленное отношение к жизни и к миру, в котором мы живем. Именно поэтому над ролью так интересно работать, исследовать ее, а потом только переносить на экран или же сцену. Хорошая работа получится лишь на хорошей базе с литературной точки зрения.

Надо быть до конца откровенными и сказать, то, что Гаркалин не обделен хорошим литературным материалом. Стоит лишь сказать о его роли Гамлета — о роли, которая является мечтой всех актеров.

Гаркалин признается, что работа была серьезной и сложной. Он работал с Дмитрием Крыловым, Николаем Волковым и Ольгой Яковлевой — словом, актерами, которых можно назвать лучшими профессионалами. Они артисты, к сожалению, уже ушедшего театра Эфроса. Сам же Гаркалин никак не осмеливается поставить Шекспира, так как, по его мнению, ему нужно иметь на это много прав, в первую очередь, прав во времени и пространстве.

Так как он уже пережил два инфаркта, то врачи не рекомендуют ему слишком много времени тратить на работу. Гаркалин, пожалуй, не нашел еще тот самый ход, по которому можно все-таки подобраться к этому вечному автору. Нельзя ни в коем случае суетиться, торопиться в постановках, необходимо все делать обдуманно, трепетно и серьезно. Шекспир может с легкостью отомстить, если хоть что-то пойдет не так, как задумано.

Нельзя позволить себе никакого пренебрежения. Когда Гамлет был немного освоен, когда начались первые прогоны и репетиции, то Валерий и Дмитрий часто разговаривали на тему пьесы, так как она, естественно, не оставляла их умы ни на секунду. Они пришли к выводу, что, сколько бы эту пьесу ни ставили, она всегда будет жить вечно. И это поразительно — она вне времени, она вне пространства, вне мод, вне времен и народов.

Как говорит и сам актер, пьеса эта является Библией: сколько бы раз ее не прочитали, столько раз в ней найдется еще большее число самых разных нюансов и оттенков человеческого бытия, столько раз вы будете его переосмысливать и каждый раз удивляться.

Валерий Гаркалин вместе с Ольгой Прокофьевой одними из первых начали работать в таком нелегком деле, как чтецкий жанр. Почему нелегкий? Да потому, что программа отнимает много сил, душевной энергии, а зрители, как ни странно, не так активно на нее приходят, как хотелось бы. Часто Гаркалин читает Беллу Ахмадулину, ставит спектакли по мотивам рассказов Тэффи и Аверченко. Однако это не было продуманным и серьезным шагом, как скажем, постановка Шекспира. Гаркалин долгое время не верил в свою способность погружаться в мир поэзии или прозы, оставаясь при этом тет-а-тет с залом, со зрителями.

Но, как говорится, если начал делать дело, то его либо не нужно делать вовсе, либо делать на все 150 процентов. Кроме того, рядом оказалась замечательная Ольга Прокофьева, которая, будучи самоотверженным энтузиастом этого дела, а также обладателем пытливого ума, потратила довольно много времени, чтобы полностью убедить Гаркалина в том, что если не справится он, то не справится никто.

Тем более, такой вид работы — это прекрасный способ самовыражения. Действительно, как анализирует ситуацию Валерий Гаркалин, приходит время, наступает соответствующий возраст, и все чаще хочется побыть одному. Вот тогда и наступают чтецкие вечера, появляется желание выйти к публике, поговорить с ней.

Так как все привыкли проводить большую часть своего времени перед монитором компьютера, ссылаясь на то, что наступил век компьютеризации и инноваций, никто не читает старую добрую классику, как это делало поколение Валерия Гаркалина. А потому Московская филармония поступает правильно, все чаще организуя чтецкие вечера и составляя программы для молодых людей и школьников.

Актеры — это еще и просветители, а потому они стремятся участвовать и в таком роде деятельности.

Поэтому Валерий Гаркалин может с полной уверенностью сказать о том, что его профессия как актера состоялась вполне успешно. Ему повезло: кроме блистательного таланта, который помогал ему на сцене показывать самые невероятные образы, он постоянно находился в окружении блестящих авторов, которые творили на благо всего мира и всех народов.

Он сумел сделать себе имя, все зрители знают, кто такой актер Валерий Гаркалин. Теперь его задачей является поддерживать этот интерес, чтобы он ни в коем случае не угасал.