Надо торопиться жить

Валерий Гаркалин стал известен широкой аудитории после выхода нашумевшей драмы Сергея Бодрова — старшего «Катала», где ему досталась роль карточного шулера, а в кинокомедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» талантливый актер сыграл сразу несколько главных ролей.

После того, как фильм вышел в прокат, о Гаркалине заговорила вся страна. Как признается сам Валерий, для него этот стремительный успех стал весьма неожиданным. Тогда зрители его наградили званием «лучший актер года», а режиссеры чуть ли не с боем отстаивали свое право задействовать Валерия в своих фильмах. Так сложилось, что Гаркалин как отрицательный персонаж оказался более востребованным, хотя нельзя сказать, что в его послужном списке отсутствуют серьезные и положительные работы, как например роль самоотверженного ученого Дежкина (фильм «Белые одежды»).

В настоящее время Валерий Гаркалин, помимо участия в киносъемках, работает в театрах Москвы и гастролирует по всей стране со спектаклями. Жителям Ижевска посчастливилось увидеть его талантливую игру в спектакле «Трактирщица» Карло Гольдони. Несмотря на то, что актер в апреле собирается отпраздновать свое пятидесятилетие, он все так же полон энергии и свежих идей.

- Валерий, о вас как об актере узнали, когда вы уже вступили в зрелую пору вашей жизни. Как вам кажется, в этом есть свои плюсы?

- Как говорится, лучше поздно, чем никогда (смеется).

- Вы осознанно стремились к тому, чтобы вас узнавали на улицах или для вас это не было самоцелью?

- Если говорить начистоту, стать узнаваемым — мечта любого артиста. Да и вообще известность — это составляющая часть нашей профессии, от этого никуда не деться. Если ты выбрал этот путь, то хочешь ты этого или нет — рано или поздно тебя узнают и о тебе заговорят. Не могу сказать, плохо это или хорошо, но так обстоят дела. Я не буду лукавить и утверждать, что мне не хотелось стать известным, потому что это не так.

- То есть, работая в провинциальных кукольных театрах, вы не собирались останавливаться на достигнутом?

- Не только в провинциальных, мы гастролировали по всей стране, но числились в областной филармонии города Кемерово. Наш ансамбль назывался «Люди и Куклы» и был особенно востребован в Москве.

- В настоящее время вы больше не кукловод, а непосредственный участник представления. Не жалеете о том, что покинули уютную темноту ширмы?

- Жалеть не о чем, в жизни любого актера рано или поздно наступает момент, когда надо двигаться дальше. Если ты хочешь чего-то достичь, ты не можешь себе позволить топтаться на месте, так как это губительно для любого творчества. Если кто-то предпочитает оставаться в тени, это его выбор, но вряд ли такого актера будет ждать успех. Скорей всего его карьера пройдет тихо и незаметно, без нервов и эмоций, скучно и неинтересно. Надеюсь, это не про меня (смеется).

- Театральные критики не пощадили ваш спектакль «Трактирщица», по их мнению игра актеров оставляла желать лучшего, а режиссура и вовсе никуда не годится. Однако публика принимала вас на ура. Кто же все-таки прав?

- Мне сложно беспристрастно оценивать те спектакли, в которых я задействован, но могу сказать одно: каждый из них оставил след в моей душе и по-своему запомнился. Все эти спектакли достойны занять свое место в истории моей актерской карьеры, в каждом из них есть стиль и эстетика, чтоб там не говорили критики. Некоторые из картин не вызвали особого восторга у зрителей (я говорю сейчас о спектакле «Зима» по пьесе Евгения Гришковца), но тем не менее мне этот спектакль очень дорог, и реакция публики мне не совсем понятна. На самом деле существуют вещи, которые создаются не для широкой аудитории. Они, как правило, не получают всеобщего признания, но это не умаляет их достоинств. Если ты что-то создаешь, ты подсознательно готов к тому, что всегда найдутся недовольные твоей работой, это нормально, всем угодить невозможно.

Восприятие искусства всегда субъективно, это зачастую зависит от настроения, образования, особенностей воспитания и много чего еще. Что же касается «Трактирщицы», то критики увидели ее самыми первыми, когда спектакль был еще недоработан. В итоге им не понравилось, и они поспешили заявить об этом во всех мыслимых изданиях. Зрителям же наоборот, все понравилось, так что это наше выступление можно считать удачным, чтоб там кто не говорил.

- В кинокартине «Катала» ваш герой ради своей любимой жертвует всем. А на что вы готовы пойти ради своей возлюбленной? Или скажем так: чем вы готовы пожертвовать и ради чего?

- Мне постоянно приходится чем-то жертвовать. Вот сейчас, например, я нахожусь в Ижевске, а моя дочь далеко от меня. Естественно, мне хочется чаще видеть ее, но это не всегда возможно. Сейчас ей уже двадцать один год, и у нее появился ухажер. Я за нее волнуюсь, мне кажется, что она еще не созрела для серьезных отношений, но я даже не могу с ней это обсудить по самой банальной причине — нет времени. Это очень грустно. Получается, я жертвую своим личным счастьем, а ради чего? Сам бы хотел знать ответ.

- В комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли» представлена мысль о том, что все люди на земле — братья. Как вы думаете, в реальности такое возможно?

- Более чем. Скажу больше — все мы действительно являемся братьями на этой планете. Просто сейчас люди забыли об этом. В общем, здесь я полностью согласен с Владимиром Валентиновичем, он очень четко отразил свою позицию. Кстати, когда приезжаешь в Израиль, там это чувствуешь всей кожей. Я не раз бывал там и могу сказать, что это особенное место. Там есть их знаменитая Стена Плача, эта точка священна. Раньше на этом месте стоял Храм. Именно там Авраам доказал свою преданность Богу своей готовностью пожертвовать самым дорогим — своим единственным сыном.

В этом святом месте дважды побывал сам Иисус Христос. Туда же приезжал пророк Мухаммед со своей лошадкой по кличке Каурка (отсюда появилось и это выражение — «каурка»), который потом вознесся на небеса. Когда туда приезжаешь, начинаешь чувствовать благодать этих мест. Это точка, где соприкасаются все религии мира, и это удивительно. Там нет места религиозным распрям и нетерпимости, когда одно вероисповедание исключает другое. Там же все они прекрасно сосуществуют и не противоречат друг другу. Находясь на святой израильской земле, начинаешь осознавать, что все люди — братья, иначе и быть не может. Откуда вообще появилось столько религий? Ведь Бог на самом деле один-единственный, только преподносится это под разными соусами. Получается, что мы живем по одним религиозным законам, так что нам делить? Мы все здесь с одной единственной целью — учиться и научать других. Мы как дети в одной большой семье, и наш небесный Отец любит нас всех одинаково.

- После вашего участия в «Ширли-мырли» вас стали воспринимать больше как комедийного персонажа?

- Не думаю. Это ведь не единственная моя роль, я играл и в гораздо более серьезных картинах. Хотя некоторые ко мне относятся, как веселому артисту, но меня это не раздражает совершенно. Я сам люблю посмеяться над хорошей шуткой, и мне нравится смешить других. Я уважаю тех, кто ценит юмор и способен не обижаться на иронию. Развеселить кого-то не так просто, как может показаться, но я не считаю это дело чем-то зазорным. Я очень радуюсь, когда мне удается вызвать смех у публики.

- Приближается ваше пятидесятилетие. Считаете ли вы, что настало время подводить итоги, или же напротив, пытаетесь забыть об этой юбилейной дате?

- Подводить итоги? А кому это нужно? Мне вообще не нравится такая формулировка. Подводить итоги — это все равно, что признаваться в завершении какого-то этапа в своей жизни, окончания какой-то деятельности, а я вовсе не намерен останавливаться, наоборот! Я собираюсь двигаться дальше, у меня грандиозные планы, мечты, которые требуют воплощения в жизнь! Мне надо все успеть, мне надо торопиться жить! Есть еще дела, которые не терпят отлагательств, и я собираюсь заняться этим в самое ближайшее время.

- Ваш сегодняшний репертуар вас устраивает?

- Более чем. Уже больше года я играю Гамлета! К сожалению, в настоящее время мы в этом спектакле не задействованы, потому что скончался один замечательный актер — мой партнер Николай Николаевич Волков (он играл Клавдия и Призрака отца Гамлета). Режиссер-постановщик — Дима Крымов, сын известного актера Анатолия Васильевича Эфроса и Натальи Крымовой, которая много писала о театре и о спектаклях с моим участием. Как видите, мне грех жаловаться. Я играл во многих серьезных кинокартинах, среди которых фильм «Белые одежды», также играл в «Ревизоре» в Театре Сатиры. Кроме того, я задействован во многих комедиях классического жанра. В общем, своим нынешним положением я доволен.

- В телесериалах вы снимаетесь с тем же удовольствием, или в этом случае вами движут более приземленные цели?

- Если вы про деньги, то должен признаться, они имеют для меня определенное значение, но я не стыжусь в этом признаться. Любая работа должна компенсироваться вознаграждением, и работа актера здесь не является исключением. Конечно, очень важно заниматься любимым делом, получать удовольствие от своей профессии, но в то же время надо на что-то жить. Когда ты идешь на работу как на праздник, и тебе еще за это достойно платят — это идеальный расклад, о котором мечтают все. По большому счету для меня не имеет большого значения, снимаюсь ли я во второсортном сериале или в крутом популярном фильме.

Я всегда стараюсь выкладываться на сто процентов, не важно, какая роль мне досталась. Из любой, даже самой захудалой роли можно сделать конфетку, здесь все зависит от профессиональных качеств актера. Не бывает скучных ролей, бывают никудышные актеры. Не велика задача достойно сыграть в достойном фильме, а вот вытянуть, казалось бы, заурядную картину, чтоб ее стало интересно смотреть — это надо суметь.

- А что вы скажете о рекламных роликах? В них тоже можно достойно сыграть? К слову сказать, в Ижевске ваше лицо можно увидеть на рекламных плакатах одной из местных мебельных компаний…

- Какие еще плакаты?? Вы это о чем? Это какая-то профанация, я буду жаловаться! (смеется). А если серьезно, то мне совершенно без разницы, где используют мое лицо, мне от этого ни холодно, ни жарко, честное слово! Хотя сам я в рекламе никогда не снимался, у меня и без этого сумасшедшая занятость, мне только рекламных роликов не хватало. Да и по правде сказать, дело даже не в нехватке времени. На самом деле мне не кажется, что участие в рекламе — это такое уж почетное занятие. Чтобы я согласился сниматься в рекламных роликах — это нужно ну очень достойное вознаграждение, и то я еще буду думать.

- Как вы полагаете, какое место отводится в нашем мире современному искусству? Если взять, к примеру, кино и театр?

- Интересный вопрос. Знаете, и кино, и театр интересны тем, что там главенствует вымысел, вроде как сказка. В кино все возможно, там добро успешно противостоит злу, там возможны любые чудеса. В реальной жизни, к сожалению, все гораздо сложней. Актер, на то время, пока не закончится пьеса, может воплотиться в кого угодно, реализовать свои самые смелые и невероятные мечты. Вот я, например, был очень рад, когда мне предложили сняться в фильме «Катала», потому что я преклонялся перед своим героем. Я ему завидовал, мне хотелось многому у него научиться, перенять у него те душевные качества, которыми, как мне казалось, я не обладал. У меня есть куча недостатков, которые у моего героя отсутствуют. Одним словом, я стремился ему подражать.

В театре зрителю дано пережить те чувства, которые по тем или иным причинам не доступны ему в обычной жизни. В любой сказке можно с легкостью победить даже собственную смерть, в реальности же все обстоит совсем иначе.