20 минут между жизнью и смертью

Валерий Гаркалин — он снова с нами, снимается в фильмах, играет, преподает. С новым осознанием — жизнь слишком зыбкая штука. Понять ему это удалось после перенесенных инфарктов.

Полгода тому назад, прямо во время спектакля, будучи на гастролях в Литве, народный артист России Валерий Гаркалин вплотную ощутил веяние смерти. Прямо на рабочей площадке ему пришлось перенести два инфаркта. Находясь на зыбкой границе, практически уже сделав шаг в потусторонний мир — у актера остановилось сердце, и он впал в кому — он смог к нам вернуться.

Естественно, это наложило на него отпечаток, чисто внешне это выражается в отпущенной бороде, да и похудел он прилично. Однако, как истинный представитель своей профессии, он не лежит дома, как рекомендуют доктора. Он снова радует своих поклонников — играет в театре, принимает участие в съемках нового фильма, обучает студентов в ГИТИСе и совершенно неожиданно производит впечатление человека живущего полной счастливой жизнью.

Как ваше самочувствие? Вы знатно напугали зрителей неожиданным инфарктом прямо во время спектакля.

Мало того что напугал, так еще и рассмешил. Как говорится, просто курам на смех — два обширных инфаркта за 30 минут, с клинической смертью посередине. Внезапность — вот что напугало. Раньше я и предположить не мог, что именно так проявляются эти страшные болезни. Не хватает времени, чтобы осознать, что, собственно, происходит, что делать дальше. Все произошло практически моментально. Только очнувшись через три дня, я смог осознать, что произошло. Помогла мне в этом фраза, которую мне передали.

Когда мой хороший знакомый позвонил в больницу, чтобы узнать: «Как здоровье народного артиста Валерия Борисовича Гаркалина?» В ответ он услышал: «Если он до утра доживет, то тогда и поговорим на эту тему».

Вам пришлось заглянуть в мир, из которого обычно не возвращаются. Было ли вам страшно, и помните ли что-нибудь из своих ощущений?

Да, могу сказать, что некое странное ощущение пространственно-временного изменения имело место быть. Миг — и вот она, вечность. Объясняю это тем, что испытывал адскую боль. Прямо на сцене, в то время как полным ходом идет спектакль «Ботинки на толстой подошве» — первый инфаркт, двадцать минут прошло — второй. На подходе был третий,… можете это представить, будто кто-то неведомый берет тебя за руку и методично, шаг за шагом уводит тебя из этого мира? Но, возможно, благодаря заложенным в человеке сверх возможностям — я выжил.

Возможно, именно для того, чтобы человек остановился, переосмыслил ценности, и даются нам эти инсульты и инфаркты миокарда. Побыть в одиночестве, чтобы осознать непредсказуемость и парадоксальность жизни — дара, который нам дается всего лишь раз. Как бы это ни звучало, но, наверное, стоит заболеть, чтобы понять всю ценность жизни.

К тебе приходит понимание того, что природа не терпит отсутствия гармонии, когда присутствует диссонанс. Человек сбалансирован сам по себе, и не должно быть никаких резких телодвижений. Да главное даже не в том, что если есть перевес в какой-либо области, то можно заболеть. Не стоит проявлять злобу, и «звездить». Это всегда аукнется. Нарушите гармонию — возникнет сбой во всей системе.

Выходит ли из этого, что ваша болезнь возникла именно потому, что вы нарушили баланс?

Думаю, что со мной все гораздо банальней. Доктор во Франции объяснил, что причина в том, что я много курил. И трудиться приходилось на износ.

Не мне одному приходится много работать, но не всем грозят сразу два инфаркта подряд. По мне, так, те, кто курит, много курит и не ограничивается пачкой в день — обречены, дни их сочтены.

К нынешнему времени вам удалось восстановить свой привычный ритм жизни. Вами интересуются режиссеры, предлагают новые роли. Говорят, вы приняли приглашение Бориса Грачевского и примете участие в его новом проекте?

Я осознаю, что еще не до конца восстановился, и навряд ли смогу вести свой прежний образ жизни на все сто процентов. Поэтому от антреприз я отказываюсь, но мне показалась очень интересной та роль, которую он выбрал для меня. Это роль в полнометражном фильме о психологии детей, о взаимоотношении их с взрослыми.

Это не «Ералаш», как можно было бы подумать, услышав фамилию Грачевский. Моя роль достаточно маленькая, но от этого не становится менее важной. Это — музыкант, жизнь которого не сложилась, ему не удалось стать великим, таким, как Шопенгауэр. Жизнь его прожита напрасно, и он очень от этого страдает. И, как шутит восхитительный писатель Михаил Жванецкий, никогда не стать ему узбеком.

Как вы считаете, несут ли в себе современные актеры дух настоящего? В свое время актерам былых времен удавалось воплотить некий образ прошлого.

Меня сложно отнести к той категории людей, которые считают, что раньше была и трава зеленее и яблоки слаще. Каждой эпохе соответствует своя личность и свой, определенный дух времени. Наше время хорошо выражает, к примеру, Михаил Серебрянников, а также отличнейшее поколение молодых режиссеров и артистов, выпускников питерской школы.

Не так давно и моя дочь побывала в роли продюсера замечательного спектакля «Рассказы Шукшина». Поставил его латвийский режиссер Алвис Херманис. Вроде как, и время Шукшина давно ушло, и деревенские его переживания и почвенность уже не в моде. Но он нужен! Люди, известные в то время, вернутся, и их время снова придет!