Русская симфония (1994)

Мнение

Наступают последние дни Земли. Природа и народ бунтуют: власти смещены с позором, смешиваются эпохи, мертвые выходят из могил, реки, выходят из берегов и затопляют всю страну. Над всем этим пламенеет кроваво-красное солнце. Некий русский интеллигент хочет спасти детдомовских ребятишек из этого бедлама. Сначала он пытается добыть катер, но скоро понимает, что борьба бессмысленна и просто плывет по течению (да и душа его не расположена к такой деятельности).

Это завершающий фильм в трилогии Лопушанского об апокалипсисе. Те два («Письма мертвого человека» и «Посетитель музея») произвели сильное впечатление каким-то особенным мраком и гнетущей обстановкой. Ужасов было больше, чем в самых диких голливудских фильмах. Но в «Симфонии» все это не сыграло. Я бы немного заумно назвал ее апокалиптичным шизофреническим фарсом.

Постоянно остаешься в недоумении, не понимая, что же режиссер имеет в виду: то ли шутит, то ли это пафос у него такой. Эпизод, в котором интеллигент, показывая свою «вшивость», пишет заявление, а потом зачитывает его, в пламенном экстазе, вызвал у меня приступ истерического хохота. Я был настроен увидеть совсем другую картину.

Даже фирменный мрачноватый финал фильма с хоралами, как оно и было у Константина, теперь ничего, кроме ухмылки и не вызвал. Нельзя, конечно, сказать, что фильм совсем левый. Если не брать во внимание предыдущие два, то можно отнести его к средненькому авангардному кино. В конце 90-х, надо заметить, они были вполне приличными. Но события фильма еще более непонятные, чем у Шахназарова с его «Городом Зеро». За такое нестандартное отношение к сюжету (в этом я просто фанатик) могу поставить 6 из 10.